Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана

Экономика Азербайджана сохраняет высокие темпы экономического развития, остававшись в числе стран - мировых лидеров по росту ВВП. Однако в условиях кризиса 2008г. темпы прироста экономики Азербайджана существенно снизились по сравнению с докризисным уровнем, особенно с показателями наиболее успешных последних четырех лет. Динамика экономического роста страны в условиях глобальной нестабильности определялась структурными особенностями экономики Азербайджана как экспортера энергоресурсов, а также реализацией антикризисных мер на основе накопленных в докризисный период значительных валютных резервов.

Экономика Азербайджана составляет 2/3 ВВП всех стран Южного Кавказа. В период 2005-2008 гг. рост реального ВВП Азербайджанской Республики (АР) достиг самых высоких значений за все время после обретения республикой независимости, которые составляли в среднем 24,2% в год. Данный период характеризуются как «период экономического бума», когда Азербайджан был абсолютным мировым лидером по темпам роста экономики.

Масштабный экономический подъем в докризисные годы был обусловлен активным использованием природно- ресурсного потенциала страны путем освоения новых месторождений и наращивания объемов добычи энергоресурсов, привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ), строительства нефте и газопроводов и увеличения объемов экспортных поставок нефти, нефтепродуктов и природного газа. В результате экономика Азербайджана полностью преодолела трансформационный спад 1990-х годов и к 2008 г. ВВП страны (в постоянных ценах) вырос в два раза - на 106% по сравнению с уровнем 1990 г.

Экономическое развитие Азербайджана во многом определялось масштабным притоком ПИИ, значительная часть которых концентрировалась в нефтегазовом секторе. В 2001-2010 гг. на долю прямых инвестиций приходилось более 2/3 общего объема внешнего финансирования, при- чем наибольший приток ПИИ наблюдался в 2002-2004 гг., который составлял 86-92% всех иностранных инвестиций и кредитов. В этот период чистые прямые инвестиции в Азербайджан составляли более 28% ВВП - самый высокий показатель в мире.

Однако позднее произошли существенные изменения в инвестиционных потоках в азербайджанскую экономику. После 2004 г. на фоне репатриации доходов иностранных инвесторов приток ПИИ в нефтедобывающий сектор стал ослабевать, а в 2006-2008 гг. наблюдался отток ПИИ из страны. Кроме того, если до 2006 г. преобладали иностранные инвестиции, то с 2007 г. - внутренние, которые достигли в 2008 г. 77,5% общего объема инвестиций в основной капитал. При этом также с 2007 г. большая часть инвестиций стала направляться не в нефтяной сектор (как это было до того), а в ненефтяной сектор, где в 2008 г. концентрировался уже 71% всех инвестиций.

Таким образом, иностранные инвестиции в основном стимулировали развитие нефтегазового сектора, что было доминирующим фактором до 2007 г., а внутренние - рост несырьевых отраслей, что наблюдалось в последние несколько лет. При этом масштабный рост государственных расходов (2005-2010 гг.) в основном происходил за счет увеличения инвестиций в инфраструктуру (электроэнергетика, водоснабжение, транспортная система). Тем не менее именно прямые инвестиции обеспечили освоение новых месторождений и позволили создать необходимую инфраструктуру для добычи и транспортировки энергоносителей, а также заложили основу для развития ненефтяного сектора.

За последние годы в стране создана новая система трубопроводов для поставки нефти и газа на мировые рынки: нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (2006 г.), газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум (2007 г.). Азербайджан не только остался одним из крупнейших экспортеров нефти в регионе, но и с 2007 г. стал экспортером природного газа. По данным Госкомстата АР, добыча нефти в стране в 2004-2010 гг. возросла в 2,7 раза - до 42,3 млн т, а ее экспорт рос еще быстрее в 3,5 раза (до 35,6 млн т). Сочетание быстрого наращивания объемов нефтедобычи и значительного роста мировых цен на нефть обусловило девятикратное увеличение стоимости нефтяного экспорта, которая в 2008 г. достигла 29,1 млрд. долл. В результате на долю нефти и газа в 2010 г. приходилось 97% экспорта и 39% государственных доходов.

Высокий рост добычи и стоимостных объемов экспорта нефти в 2005-2010 гг. кардинально изменили внешнеэкономические условия для Азербайджана. Значительный дефицит счета текущих операций (28-30% ВВП в 2003-2004 гг.) сменился с 2005 г. растущим профицитом, который достиг 36% ВВП в 2008 г. В то же время счет операций с капиталом и финансовыми инструментами в 2006-2008 гг. ушел в отрицательную область, и его дефицит составлял 10-20% ВВП. Однако растущий профицит текущего счета полностью компенсировал отрицательное сальдо финансового счета, а общий профицит платежного баланса в 2005-2010 гг. увеличился более чем в пять раз, достигнув 26,1% ВВП.

В 2005-2010 гг. среднегодовые темпы прироста «нефтяного» ВВП более чем в 3,5 раза превышали прирост «ненефтяного» ВВП (43% против 12%). Удельный вес нефтяного сектора в ВВП страны за этот период повысился с 39 до 60%. При этом банковские кредиты и стимулирующие меры правительства способствовали быстрому росту экономической активности в ненефтяных отраслях. Значительный рост в строительной отрасли и секторе услуг привел к тому, что в 2010г. ненефтяной сектор экономики Азербайджана по темпам прироста обогнал нефтяную промышленность.

Бурное развитие нефтегазового сектора способствовало значительному росту промышленного производства (добывающих отраслей), развивался также строительный комплекс. В отраслевой структуре валовой добавленной стоимости доля промышленности в 2000-2010 гг. увеличилась на 23,2% - до 61,3%, строительства - на 1,2% (до 8,1%). При этом удельный вес сельского хозяйства сократился в 2,7 раза (до 6,2%), услуг на 13,6% (до 24,4%). В 2010 г. по сравнению с прошлым годом сократилась доля промышленности (на 1,7%) и увеличился удельный вес строительства (на 1%) и услуг (на 1,4%).

На фоне масштабного притока иностранной валюты и роста доходов населения одной из главных проблем азербайджанской экономики была высокая инфляция, которая составляла 9-21%. В 2005-2010 гг. расходы госбюджета были увеличены в пять раз и составили 27% ВВП. При этом первичное ненефтяное сальдо бюджета в этот период было отрицательным, увеличившись до - 38,2% ненефтяного ВВП.

В целях сглаживания расходов бюджета и борьбы с инфляцией, а также решения других проблем, связанных с «голландской болезнью» (в частности, путем инвестирования аккумулированных средств в ненефтяной сектор и инфраструктурные проекты), в 1999 г. был создан Государственный нефтяной фонд Азербайджанской Республики (ГНФАР). К концу 2008 г. накопленные активы Нефтяного фонда составили 10,9 млрд долл. (61% «ненефтяного ВВП»).

В 2005-2010 гг. валовые официальные международные резервы Азербайджана выросли в 5,5 раза и достигли 6,5 млрд. долл. Внешний государственный долг сократился с 12,5 до 6,5% ВВП. Обменный курс маната к доллару США оставался относительно стабильным, укрепившись на 13%.

Таким образом, экономика Азербайджана благодаря благоприятной конъюнктуре на мировых рынках в докризисный период к моменту начала кризиса оказалась достаточно устойчивой к внешним шокам. Устойчивость азербайджанской экономики определялась значительным положительным сальдо счета текущих операций, сбалансированным госбюджетом, накопленным объемом валовых международных резервов, в том числе средств Нефтяного фонда, и низким уровнем внешнего госдолга.

В то же время за годы предкризисного экономического бума сложилась высокая зависимость экономики и баланса бюджета страны от внешнего спроса и цен на нефть и природный газ со стороны развитых стран, что повышает уязвимость Азербайджана в условиях глобальной нестабильности.

Сохранить высокие темпы экономического роста в условиях глобального кризиса Азербайджану удалось не только за счет мощного подъема в нефтяном секторе, но и благодаря проведению эффективных антикризисных мер. Антикризисная политика страны опиралась на накопленные в докризисный период значительные международные резервы, которые в начале 2009 г. составляли 6,4 млрд. долл., а с учетом накопленных активов ГНФАР - 17,7 млрд. долл. Денежно-кредитная политика страны была направлена на поддержание финансовой стабильности путем сохранения стабильного обменного курса национальной валюты. В 2009-2010 гг. курс маната к доллару сохранялся на стабильном уровне - 0,80 маната за 1 долл. США (на конец года). Однако в результате проведенных интервенций валютные резервы ЦБ Азербайджана в 2010 г. сократились на 15,7% и составили 5,176 млрд. долл. США.

Бюджетная политика страны была направлена на преодоление негативных последствий, связанных с уменьшением государственных доходов.

При этом зависимость госбюджета от поступлений из Нефтяного фонда усилилась. Трансферты ГНФАР в 2010 г. составили 47,6% всех государственных доходов (против 35,3% в 2009 г.).

По данным Министерства финансов, в 2010 г. внешний государственный долг Азербайджана увеличился на 14% и составил 3421,8 млн. долл. США (7,95% ВВП). Основная часть привлеченных кредитов направляется на реализацию инвестиционных проектов в электроэнергетическом секторе, сфере дорожного строительства и транспорта, водоснабжении и мелиорации, нефтегазовом секторе и химической промышленности, а также на осуществление в стране экономических реформ. В целом международные организации дают положительную оценку проводимым в стране реформам.

Развитие азербайджанской экономики в 2011 г. по-прежнему будет определяться динамикой спроса и цен на нефть на мировых рынках. Увеличение доходов от добычи нефти может способствовать наращиванию государственных инвестиций и росту производства. По оценкам Азиатского банка развития (АБР), рост ВВП Азербайджана в 2011 г. составит 9,5%, а в 2012 г. - 9,7%. Эксперты АБР считают, что сокращения налогов на прибыль корпораций и доходы физических лиц должны способствовать повышению внутреннего спроса. Политика монетарных властей будет направлена на сдерживание инфляции. Однако растущие цены на товары и продовольствие, а также более высокие государственные инвестиции и спрос, поддерживаемый нефтяными доходами, наряду с текущей относительно либеральной монетарной политикой, дают основания полагать, что инфляция вырастет на 5,8% в 2011 г. и на 6,0% в 2012 г.

МВФ дает более сдержанные оценки относительно перспектив экономического роста Азербайджана в 2010-2011 гг. По оценкам МВФ, прирост реального ВВП в 2011 г. составит 2,7%, а в 2012 г. - лишь 0,6%. При этом в 2011 г. нефтяной сектор ВВП увеличится на 1,3%, а ненефтяной сектор - на 4,2%. Инфляция возрастет и составит 4,7% в 2011 г., а в 2012 г. - вновь сократится до 3,5%. Расширение объемов кредитования по-прежнему будет сдерживаться нехваткой ликвидности - кредит банковского сектора экономике в 2011 г. вырастет лишь на 10%. Улучшение условий внешней торговли и рост мировых цен на нефть в 2011 г. позволят несколько увеличить профицит счета текущих операций до 25,2% ВВП. Валовые официальные международные резервы возрастут на 24% и составят 6,65 млрд. долл. США. Однако внешний госдолг продолжит расти и составит 10,1% ВВП.

Для более устойчивого развития Азербайджана в посткризисный период стране необходимо преодолевать очень высокую зависимость экспорта и баланса бюджета от цен на нефть. Ускорение структурных реформ, диверсификация национальной экономики Азербайджана, улучшение условий для бизнеса, расширение налоговой базы, привлечение иностранных инвестиций в ненефтяной сектор, укрепление банковской системы остаются приоритетными направлениями развития страны.

Источник — http://www.webeconomy.ru/

«Перестав быть единым целым, мы остались соседями.
И нас гораздо больше связывает, чем разъединяет.
Единое правовое пространство позволяет лучше понять друг друга»

© СоюзПравоИнформ   Контакты